Районам - компактность, транспорту - рельсы, заводам - перестройку: изучаем "Стратегию пространственного развития" Екатеринбурга

Смотрим, как должен развиваться город, в "живых картинках" и схемах.

В мэрии Екатеринбурга, хоть и лишённой в пользу областных властей большинства градостроительных полномочий, продолжают думать о судьбе города. На "Иннопроме" рассказали о том, какой будет "Стратегия пространственного развития" Екатеринбурга.

О новом документе, который станет основным направлением работы Главархитектуры, нам рассказывал в интервью вице-мэр по капитальному строительству Алексей Белышев. Черновой вариант стратегии в мэрии собираются создать уже в 2017 году, ну а принятие документа назначено на май-июнь 2018 года.

Документ ещё не сформирован, но уже имеет отчётливое сходство со "старшим братом", над которым работают областные власти – проектом "Большой Екатеринбург". Тут тоже придётся определиться, чего же хочется от дальнейшего развития городского пространства (хоть и в пределах существующих границ). Для создания стратегии также собираются опереться на систему экспертных советов (в случае мэрии их предусмотрено 4 штуки – горожане, наука, бизнес, власть).

Тем не менее между проектами есть и различия: если ключевые векторы "Большого Екатеринбурга" всё ещё не озвучены, то мэрия уже огласила, чего, собственно, она хочет в итоге добиться от города. Произошло это как раз на "Иннопроме", и скромная презентация собрала даже больше зрителей, чем открытый Градсовет по торгово-транспортному пересадочному узлу "Золотой" от "Малышева, 73". Рассказал о концепции глава мастерской Генплана Руслан Габдрахманов.

1. Застройка: стремление к компактности

Сегодня имеется тенденция к разрастанию города вширь. Несколько локальных территорий (на схеме обозначены жёлтым), которые собираются развивать в ближайшие 10-20 лет, можно было сконцентрировать в пределах бывшей городской черты (которую обозначает оранжевая линия).

Изображение - savepic.ru  сервис хранения изображений

Смотрите, Горнощитский луч, Истокский, "Северная корона" и другие окраинные районы съезжаются, перегруппируются и встраиваются в пробелы в существующих. Успокоим сразу: эта схема – скорее символ, обозначающий, как лучше бы развиваться Екатеринбургу. Академическому и Солнечному никто не станет запрещать развиваться, это оговорили отдельно. Но, тем не менее…

В мастерской Генплана констатируют: сейчас увеличение площади застраиваемых территорий непропорционально росту количества населения. Первое значительно опережает демографические способности города.

В пользу компактности Екатеринбурга приводятся такие аргументы, как снижение расходов на обеспечение новых территорий инфраструктурой, а также на их дополнительную эксплуатацию и уборку. В качестве альтернативы "экономии на пространстве" предлагается возложить на владельцев недвижимости обязательства по обеспечению и содержанию инфраструктуры.

В качестве минуса компактности называется загрязнение на ограниченной территории. Решение: современные технологии по очистке воды, переход на экологичные виды транспорта (как общественного, так и частного). И тут мы плавно переходим ко второй составной части стратегии.

2. Транспорт: переход на рельсы

За основу стратегии в мэрии пока приняли рельсовый транспорт: метро и трамваи. Именно они по всему миру считаются скоростным видом городского транспорта. Имеющаяся схема трамвайных маршрутов сразу позволяет выявить необходимость развития данных видов транспорта на Юго-Западе города.

Изображение - savepic.ru  сервис хранения изображений

Рельсы, скорость и комфорт.

Впрочем, важна не только зона покрытия. Главным качественным показателем назвали комфорт, который включает и то, насколько приятно находиться в салоне транспортного средства и на остановочных пунктах, а также скорость передвижения по городу из точки А в точку В – время в дороге и время ожидания.

В качестве примера мероприятия, которое позволит привести к этой стратегии – презентованная здесь же, на "Иннопроме", схема "Город PRO" по упрощению схемы маршрутной сети трамваев, гарантирующей то, что в течение 5 минут пассажир точно сядет в трамвай.

Тут из стратегии "трамвай-метро", по-видимому, нужно всё-таки вычесть метро. Метро хочется, но в мэрии составляют план системы хорошего общественного транспорта, которая должна появиться ещё при нашей жизни. Метро, судя по всему, за данной гранью.

3. Промышленность: перестройка

Часть промышленных зон уже в новом варианте Генплана должна поменять своё функциональное назначение. Некоторые промзоны превратятся в жилые (чиновники старательно не говорят о сокращении промышленности – скорее о её переезде).



Городские территории нужно использовать эффективно – например, новый квартал РМК за "СМАКом" оценивается как более эффективный, нежели старые цеха Уралтрансмаша. Но необязательно в промзонах должно строиться именно жильё; промышленные территории советского формата могут превратиться в коммерческие, финансовые кварталы, транспортно-логистические узлы, культурные и рекреационные зоны, либо mixed-use – комбинация вышеперечисленных. А могут и остаться промышленными – только иного, более современного и технологичного формата.

К слову, на презентации такой подход "новой промышленности" взамен прежнему стремлению вынести как можно больше производства на окраины сразу поддержал экс-мэр Екатеринбурга сенатор Аркадий Чернецкий. В качестве примера территории, которую под жильё отдавать нерационально, он назвал, например, Уралмашзавод. Но площади города, по словам Аркадия Михайловича, являются богатством, и тех, кто (дословно) "нерационально использует промышленные площадки, нужно выдавливать и размещать на них эффективную промышленность".