Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях

По задумке, в холле будет играть живая музыка, со стен уберут афишу и рекламу, а вокруг здания расстелется красная дорожка.
Старейший кинотеатр Екатеринбурга хотят изменить и показывать кино для гурманов.
Старейший кинотеатр Екатеринбурга хотят изменить и показывать кино для гурманов.

​В кино, как в театр – в вечерних платьях и никакого попкорна. Старейший кинотеатр Екатеринбурга "Колизей" обещает кардинально сменить репертуар и внешний вид. Здание кинотеатра на Ленина передают в хозяйственное ведение другому старому екатеринбургскому кинотеатру, находящемуся неподалёку – "Салюту". О глобальных планах и дальнейшей судьбе "Колизея" нам рассказал директор кинотеатра "Салют" Сергей Федяков.


– Сергей Валентинович, давайте сначала проясним, как так произошло, что "Колизей" вдруг отдали "Салюту"?


– Правовая история очень простая: это муниципальное имущество, оно находилось в аренде. Кинотеатр старый, он находится не в коммерческой плоскости, он не многозальный, не в торговом центре, и платить ему аренду тяжело. У арендатора накопились долги, по решению суда договор был расторгнут, и, учитывая характер знаковости объекта, это ведь не просто кинотеатр, когда-то он был театром, администрация города посчитала, что здесь надо задавать не экономические вопросы, а вопросы, связанные с культурой. Таким образом, нам был передан объект на праве хозяйственного ведения, здесь уже не висит, так скажем, дамокловым мечом, вопрос об арендной плате.

У директора кинотеатра "Салют" Сергея Федякова большие планы на "Колизей".
У директора кинотеатра "Салют" Сергея Федякова большие планы на "Колизей".

– Для посетителей "Колизея" будет заметен процесс перехода кинотеатра от компании "Новое кино", которая сейчас там находится, к вам?


– Они дорабатывают сейчас, у них заканчиваются договоры с дистрибьюторами. Мы понимаем, что этот процесс надо как-то плавно перезаключить. На данном этапе мы оставим традиционный репертуар, сам кино-процесс не остановится.


– То есть сейчас всё останется по-прежнему, а что планируете сделать в будущем?


– У нас есть представления, что здесь должен появиться по формату клубный кинотеатр. Во-первых, мы должны сохранить памятник, но в его первозданном виде под современные условия тяжело причесать. Поэтому мы будем какие-то видоизменения делать, которые нам позволит Управление государственной охраны объектов культурного наследия. И я сам историк по образованию, для меня это тоже важно – сохранить именно исторические элементы, но мы хотим вдохнуть в него новую жизнь.


– Что конкретно хотите изменить?


– Мы не хотим заниматься простым проектом, мы хотим заниматься из ряда вон выходящим проектом, культурным проектом. Мы будем выбирать индивидуальный, хороший, эксклюзивный репертуар. Мы запланировали даже создать общественный совет по репертуару из наших режиссёров. Будем привлекать к работе и европейскую ассоциацию. Сначала ставится задача быть заметными в культурной жизни Екатеринбурга, потом Урала, России, а, может быть, и международного пространства. Мы для себя нафантазировали эти идеи, время покажет. Мы хотим вернуть особое отношение к кино, чтобы это не было "киношкой". К такому кино, которое пойдёт в новых интерьерах, надо будет готовиться – надевать вечерние платья, обсуждать это кино, стремиться попасть в этот кинотеатр. В идеале мы хотим даже отказаться от касс, где продаются билеты.


– Вы хотите это сделать необычным кинотеатром и ограничиться только показами фильмов?


– Я думаю, что здесь будут проходить и театральные, и танцевальные постановки. Это будет не зал, а объект мероприятий. В этой связи мы, конечно, хотим сделать большой зал объектом мероприятий, где будут проходить эксклюзивные фильмы и премьеры, и постановки. Мы хотим уйти от формата "8 сеансов в день", останется работать в этом формате только маленький зал на втором этаже. Особое внимание хотим уделить самой архитектуре и обстановке, которая должна помогать мероприятиям придавать культурную стоимость.


– Когда планируете заняться объектом? Можно уже сказать, что в 2018 году, допустим, "Колизей" откроется в новом формате?


– По времени это трудно прогнозируемо, сегодня мы можем говорить, что это 2017 год, но всё будет зависеть от сложности прохождения согласования проекта: нужно время на проект, на создание, на согласование и ещё на реализацию. Если всё пойдёт идеально, то мы можем уложиться и в год, наверное, но всё будет зависеть от согласования проекта. А вдруг строители скажут, что какие-то ремонтные работы невозможно будет провести, и нужно будет закрывать кинотеатр полностью. Могу сказать, что мы в "Салюте" 8 залов построили, ни разу не закрыв кинотеатр, это всё происходило ночью. Мы хотим сделать этот проект максимально открытым для горожан и информировать, на какой стадии мы находимся, что планировали, что хотели, но не получается. Мы не считаем, что "Колизей" находится в нашем 100% владении, мы считаем, что этот кинотеатр принадлежит всем горожанам.

Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях
Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях

– В этом буклете уже наброски, как будет выглядеть обновлённый кинотеатр? Что нового появится?


– Вы правильно сказали, что это наброски, это действительно только первое видение. Вот смотрите, крыша раньше какая была, сейчас другая – плоская, мы хотим вернуться к прежнему варианту. Если к зданию будут предъявляться общие требования общепита и понадобится большое пространство посадочное, то, конечно, внутри мы не сможем этого сделать, поэтому хотим реализовать этот проект на крыше, если это нам позволят, конечно. Нужно будет обследовать фундамент, стены, внешний облик правильно оценить. Понятно, что стекло придётся темнить. Там мы хотим сделать хороший ресторан, надо ведь будет на чём-то зарабатывать, на культуре сложно заработать, а на низменных потребностях людей поесть – можно. Не секрет, что в культуре монетизация выстроена так, что зарабатывают на сопутствующих вещах.

Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях

– А вы видели первоначальный проект дома Чувильдина? Там был похожий стеклянный пристрой, но его запретили. Не боитесь, что и вам запретят?


– Наша похожа на пирамиду Лувра. Это только набросок, если нам разрешат, то сделаем. А у дома Чувильдина изначально этого не было, а в "Колизее" была похожая крыша. Мы в первую очередь хотим сохранить его, вернуть первоначальный облик.

Крыша "Колизея" с пирамидой Лувра, в которой, по идее директора, должен быть ресторан.
Крыша "Колизея" с пирамидой Лувра, в которой, по идее директора, должен быть ресторан.
Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях
В доме Чувильдина тоже поначалу хотели сделать стеклянный пристрой, но от этой идеи пришлось отказаться.
В доме Чувильдина тоже поначалу хотели сделать стеклянный пристрой, но от этой идеи пришлось отказаться.

В Управлении госохраны объектов культурного наследия проект ещё не видели, но к стеклянному ресторану на крыше уже относятся скептически.


– Никаких глобальных изменений не должно быть, ни надстроев, ни пристроев. Изменений самого памятника действующим законодательством не допускается, единственное, что может быть предусмотрено в рамках реконструкции – это замена конструктивных элементов, если они пришли в негодность, но это всё делается в соответствии с актами технического состояния. Если они нам предоставят данные о том, что там действительно была пирамида стеклянная в первоначальном варианте… Дело в том, что допускать изменения облика памятника запрещено, – рассказала Е1.RU начальник отдела Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области Светлана Ильина.


У старого кинотеатра длинная история. Ещё в XIX веке главный горный начальник генерал-от-артиллерии Владимир Глинка принял решение о создании в городе постоянного театра, который и открыл свой первый сезон в 1843 году, дав первое представление в специально построенном деревянном здании. Однако последнее обстоятельство не удовлетворило Глинку, и в 1845 году на углу Главного и Вознесенского проспектов по проекту архитектора Карла Турского было возведено новое, каменное здание.

Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях

Зрительный зал нового театра был значительно расширен и стал вмещать более 600 человек. Средства на его постройку пожертвовало городское купечество, а наибольшую лепту внесли известные купцы Рязановы. В театре играла труппа, руководимая прибывшим из Казани Соколовым, ставшим первым екатеринбургским режиссёром-постановщиком и пребывавшим в этом амплуа до 1858 года. Основу труппы составляли молодые актрисы, обученные в домашней театральной школе в имении Тургеневых в Спасском-Лутовинове. Первый сезон 1847 года открылся комедией "Приёмыш" и водевилем "Дезертир".


В начале ХХ века в Екатеринбурге стали строить новое здание городского театра, а в старом разместился кинематограф. Не обошли его стороной и революционные события. В 1905 году здесь не менее 11 раз выступал Яков Свердлов, призывая к решительной борьбе за политические и экономические права, в 1917 году – размещался временный комитет РСДРП(б), руководил которым Иван Малышев, в 1919 году здесь был Дом просвещения Красной Армии. Только с 1920 года здание первого городского театра-кинематографа, называвшееся уже "Красный Урал", вновь стало исполнять свои обычные функции, а со временем к нему вернулось историческое название – "Колизей".

Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях

Директор "Салюта" рассказал, что в плане облагородить территорию рядом с "Колизеем".


– В нашем понимании, красная дорожка должна лежать не только в фойе, она должна лежать вокруг "Колизея", чтобы, когда человек находится рядом с кинотеатром, понимал, что попал на территорию кино. Конечно, визуально мы это хотим объединить и с пешеходной зоной "Салюта". Хочется, чтобы люди, а особенно туристы останавливались перед зданием и делали селфи, и здесь многое зависит от архитекторов, поэтому мы хотим, чтобы с нами поработали самые лучшие архитекторы.

Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях
Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях
Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях

– Зал мы хотим сделать многофункциональным. Чтобы открывались бархатные шторы на окнах и появлялся дневной цвет. Это как раз антитеза "Пассажу" – он стоит глухой весь, и ты не понимаешь, есть там внутри жизнь или нет. Понятно, что для торгового центра, для кинотеатра это нормально, а внешне для архитектуры… Все эти рекламные вещи, которые сегодня там находятся, мы будем убирать.

В "Колизее" собираются отказаться от афиш, чтобы не портить фасад здания.
В "Колизее" собираются отказаться от афиш, чтобы не портить фасад здания.
Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях

– Мы хотим сделать кинотеатр, в который ходят ради него самого, а не ради фильма: важен объект, в который будут ходить, а не фильм, который там будут показывать. Конечно, к фильмам мы будем относиться с отдельной щепетильностью. Но мы попытаемся в старом объекте сделать новую жизнь, которая снова бы вызвала интерес у всех горожан, и они бы стремились туда попасть.

Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях
Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях

– На ваших набросках есть занавес и прорисованы музыканты, получается, что человек приходит уже не на фильм, а на что-то большее?


– Гостей в красивом фойе встречает живая музыка, джаз, к примеру, а потом зрителей приглашают в кинозал, там кинокритик, конечно, в непринуждённой форме, может, даже в формате стенд-апа рассказывает о фильме, про режиссёра, и после этого открывается занавес, и начинается кино. К походу в театр люди готовятся, и мы хотим, чтобы люди к походу в кино тоже готовились.


В таких объектах, как "Колизей", должно идти что-то культурное. Это для работы головы и души, это не подразумевает попкорн, с другой стороны, мы не хотим делать кинотеатр дорогим. Туда могут попасть все: культурная публика, которая любит кино, хотим сделать его доступным и создать некую культуру. Мы говорим уже не про объект, а про модель поведения, которую надо формировать. Мне кажется, что эта модель необходима городу, надо вернуть особое отношение к кино.

Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях

– Я правильно понимаю, что "Колизей" претендует на звание уникального объекта не только в Свердловской области, но и в стране?


– В нашем понимании – да. Архитектура уникальная, место уникальное. Сейчас задача сделать уникальным ещё и репертуар.


– А вдохновлённые киноманы и кинокритики уже к вам обращались?


– Уже очень много друзей и знакомых позвонили, интересуются. Наши представители документального кино позвонили, спросили, а не пытаемся ли мы в "Колизее" сделать центр документального кино. Это тоже радует, что можно будет и документальное кино посмотреть в формате эксклюзива. В отношении наших новых режиссёров, которые снимают хорошее кино, они, может быть, где-то ещё стесняются и думают, что не заслуживают больших экранов, но я считаю, что они заслуживают, и для них надо делать специальный кинотеатр, где происходят торжественные старты – для них это мировые премьеры. Театралы звонят, предлагают предоставить какую-то механику сцены. Можно будет здесь проводить какие-то микроконцерты, стендапы молодёжные. Культурная жизнь настолько разнообразна и богата, и если мероприятие заслуживает быть в нашем репертуаре, то мы будем с этим работать.

Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях

– Сейчас, как вы сами сказали, всё на стадии фантазий и набросков, а когда начнётся непосредственная работа над разработкой проектной документации?


– Работа начнётся уже в январе, сразу после новогодних праздников. На 11 января мы уже запланировали первую планёрку с проектантами перспективными, они нам должны уже что-то подсказать в отношении ограничений: что нам можно будет делать, а чего нельзя. За январь у нас задача получить чёткое согласование по охранным обязательствам. Мы можем только обозначить старт, а когда мы закончим всё, пока непонятно.


– А известно, кто возьмётся за разработку проекта?


– Мы хотим сделать открытый конкурс, узнать, кто хочет в этом поучаствовать. У нас нет задачи, как говорится, "слепить из чего было", мы хотим привлечь максимально широкую аудиторию, в том числе из профессионального сообщества архитекторов. Понятно, что у нас денег на это нет, но для больших архитектурных мастерских это вопрос престижа и портфолио. Мы хотим с ними сотрудничать, разве это будет плохо, что какое-нибудь престижное архитектурное бюро разработает новый проект "Колизея"? Мне кажется, что это будет плюс и бюро, и Екатеринбургу.

Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях

– Уже подсчитывали, сколько уйдёт на проект средств?


– Я уверен, что деньги ничего не решают. Многие вопросы решаются без денег, да, деньги являются инструментом. Мы верим, что у нас проект состоится.


– Надеетесь, что найдутся люди, которые возьмутся за проект бесплатно?


– Видно же сразу, люди приходят и говорят: "мы хотим сделать", и видно, кто и за какие деньги может сделать. Мы будем двигаться самостоятельно, бегать ни к кому не будем, кто из заинтересованных людей проявит интерес – с теми мы и будем работать.

Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях
Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях

– А если говорить про "Салют", кинотеатр находится в центре города, но рядом в торговых центрах открылись новые кинотеатры, в ТЦ "Алатырь", например, или в "Пассаже", как удаётся конкурировать?


– Екатеринбург вообще является первым городом в стране по количеству экранов на душу населения, у нас самый конкурентный рынок, самые дешёвые билеты в кино среди городов-миллионников. Понятно, что появление новых кинотеатров рядом "вымывает" некоторую аудиторию у "Салюта", которая смотрит коммерческое кино. Конечно, проще сходить в "Пассаж" и посмотреть кино в новых креслах. Технически понятно, что проекция, звук и всё остальное – оно одинаковое, понятно, что только в креслах смысл. А в отношении репертуара, мы в этом городе занимаем нишу хорошего арт-хауса, фестивального много кино. Мы не такое падение почувствовали, как "Титаник", потому что наша аудитория – она специфична и постоянна, и мы хотим как раз для неё работать. Мы понимаем, кто завтра к нам придёт, и смысл как раз в том, что мы не так подвержены приходу блокбастеров, у нас есть свой ровный репертуар, который позволяет нам быть интересным для зрителя. Поэтому, дай бог, и "Колизей" будет в таком же формате работать, потому что можно дорого продать только эксклюзив, поддерживать это тяжело, все пытаются залезть на наше пространство. Все понимают, что сегодня кино – это не просто включил проектор, и 8 сеансов идёт, ты должен быть как-то интересен и индивидуально эксклюзивен, поэтому сегодня надо работать, чтобы зритель к тебе пришёл.

Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях
Не киношка, а кино: новый директор "Колизея" сделает кинотеатр, куда надо будет приходить в вечерних платьях

– Получается, что "Салют" и "Колизей" не только находятся буквально в нескольких метрах друг от друга, но и ещё и работать будут в одном формате?


– В "Колизее" мы как раз хотим создать такие условия, когда у нас будет свобода – оставлять фильм в репертуаре настолько долго, насколько захотим. Сейчас в "Салюте" такой возможности нет, так же, как её нет и во многих других кинотеатрах. В своё время на этом перекрёстке Карла Либкнехта и Ленина существовало вообще четыре кинотеатра, два из них уже погибло, надо сохранить оставшиеся. Столетняя история кинопроката, она же была здесь. Наверное, мало кто помнит, что было "Совкино", хотя до того, как здесь появилось здание Музыкальной комедии, здесь был кинотеатр "Лоранж", на месте, где был магазин "Океан", тоже раньше стоял кинотеатр "Рекорд". То есть это был первый советский мультиплекс, когда в четырёх кинотеатрах шли разные фильмы, и люди могли сходить на разное кино. Возможно, завязать это историю "Колизея" и "Салюта" – наша миссия.

Сейчас на этом месте находится Театр музыкальной комедии. А раньше здесь было "Совкино", а до этого, ещё в 1909 году, на участке бывшей усадьбы было построено здание кинематографа "Лоранж" по проекту екатеринбургского архитектора Полкова.
Сейчас на этом месте находится Театр музыкальной комедии. А раньше здесь было "Совкино", а до этого, ещё в 1909 году, на участке бывшей усадьбы было построено здание кинематографа "Лоранж" по проекту екатеринбургского архитектора Полкова.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU; Сергей ФЕДЯКОВ;
официальная документация проекта дома Чувильдина;
управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области

Оцените работу журналиста:
Добавить комментарий
Избегайте ошибок
Простые шаги к безопасной сделке: скачайте инструкции от N1.RU