Кризис заставляет избавляться от бизнеса: в Екатеринбурге массово продают кафе и автосервисы

Средняя цена помещения с готовым "делом" в городе сейчас - около 35 млн рублей.
Среди объектов готового бизнеса, предлагаемых к продаже, сейчас много "общепита" и автосервисов.

Аналитики портала N1.RU (совместно с Е1.Недвижимость) изучили базу предложений продажи готового бизнеса в Екатеринбурге, чтобы выяснить, сколько сегодня стоит стать предпринимателем.

"Средний" готовый бизнес в Екатеринбурге, по данным базы Е1.Недвижимость, – это помещение площадью 1 232 квадратных метра, которое стоит почти 35 миллионов рублей. Эти показатели меняются в зависимости от того, что за дело там предлагают вести продавцы, и от местоположения объекта.

Тройка лидеров по числу предложений и просмотров такова:

– арендный бизнес. Объект (офис, торговые площади и так далее) продаётся вместе с надёжным арендатором, доход покупателя составляет арендная плата от арендатора). Средняя стоимость квадратного метра – 44 200 рублей.

– продажа и обслуживание автомобилей (чаще всего – автосервисы и автомойки) – 22 100 рублей.

– учреждения общественного питания (чаще всего – кафе) – 80 000 рублей за "квадрат".

Дороже всего стоит квадратный метр в магазинах одежды, ювелирных и цветочных салонах – более 100 000 рублей. Но, как правило, небольшая площадь таких объектов обусловливает их относительно низкую стоимость – по сравнению со среднегородской.

– Кризис заставляет одних избавляться от бизнеса, но для других становится временем новых возможностей, – говорит руководитель проекта Е1.Недвижимость Марина Гринемаер. – Те, кто не готов приобретать, могут арендовать готовый бизнес, хотя таких предложений заметно меньше, чем о продаже. В среднем арендовать бизнес можно за 133 500 рублей в месяц. Чаще всего в аренду предлагаются учреждения общественного питания, пункты обслуживания автомобилей и салоны красоты.

– Конечно, количество заявок от потенциальных продавцов готового бизнеса зависит не только от состояния бизнеса и кризисных явлений, но и от количества конкурентов, и от узнаваемости конкретного брокера, который работает с такими объектами, – рассказывает руководитель некоммерческого партнёрства "Уральская палата готового бизнеса" Илья Симкин. – Тем не менее число заявок от желающих продать свой бизнес у нас в 2015 году увеличилось по сравнению с 2014 годом. Но качественных объектов стало, наоборот, меньше. Если бизнес приносит стабильную прибыль, то сейчас его стараются "попридержать", потому что неясно, какой ситуация будет завтра.

По словам Ильи Симкина, сейчас очень часты предложения от людей, которые сами занимались каким-либо своим бизнесом в собственном помещении, но в итоге пришли к тому, что доход от бизнеса у них оказался меньше, чем если бы они просто сдавали это помещение в аренду. Поэтому они стремятся продать сам бизнес (и при этом остаться только в роли арендодателя помещения), а при возможности позже продать само помещение – как арендный бизнес. Много и тех, кого покинули арендаторы – и они тоже продают помещения, позиционируя данные объекты как "готовый бизнес".

– Иногда цены предложения в итоге могут быть заметно снижены по сравнению с изначальными ожиданиями продавца, – комментирует эксперт. – Например, кто-то стремится продать убыточный в настоящий момент бизнес подороже, мотивируя это тем, что в него были инвестированы серьёзные средства и (или) потому что он когда-то приносил серьёзный доход. Бывали случаи, когда цены на готовый бизнес из-за некоего ощущения "необратимости" у продавца опускались, скажем, в несколько раз (например, с 7 до 2-3 млн рублей).

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU
Инфографика: Илья ДАВЫДОВ / Е1.RU